Корзина:

Ваша корзина пуста
в корзине товаров: 0

Статья Сергея Григорьева,журнал "Клинок" выпуск №25

 

Профессионал— это звучит гордо

«Ну что, Данила-мастер, выходит у тебя цветок каменный?»©Павел Бажов 

Встречался недавно с давней своей знакомой, настолько давней, что можем мы с ней говорить по-товарищески. То бишь не беря в голову разнополовость нашу. Толковали в основном за то, как жизнь её сложилась и проистекает. Вот сейчас, по моему к месту, вспомнился мне разговор наш и подумал я как же просто жить женщине. Единственное к ней требование быть женщиной. Всё. Мужику посложнее будет. Он обязан личностью быть, а значит, прежде всего, профессионалом. Будучи человеком, как говорится, «старой закалки», большую часть своей жизни прожившим в доперестроечной России, всегда ценил и ценить продолжаю именно это качество профессионализм. Потому
и благодарен случаю свёдшему меня с человеком, коему присущи все качества достойного
мужчины и Мастера. Именно с большой буквы. Ныне это редкость. Так уж сложилось, что знакомство наше переросло в общение, ибо в Алексее я увидел личность, что тоже встречаю не часто. Будучи человеком пишущим я просто ощутил потребность рассказать о нём. Тем более, что и тема «про нож» мне близка давно ею занимаюсь, и людям интересно узнавать о Мастерах.  

Два года воздерживался я от хождения на клинковые и охот выставки, ибо лично мне вроде как никчему это стало. Как охотника моё ружьё меня вполне устраивает, менять не намерен. Давно поняв значение хорошего ножа, имею их несколько в том числе и от именитых мастеров. Кое с кем не только знаком, но и интервью с ними делал. Есть в моём джентльменском наборе изделия и Николая Подшивалова, и Владимира Кириллова, и даже Леонида Архангельского. Однако как ни пойдёшь, так на что ни будь обязательно западёшь то бишь втюришься в какую нить «железяку» и с выставки уже с ней уйдёшь. Однако всё же пришлось пойти. Сломал я своего «Браконьера», покрутил, повертел — решил не ремонтировать, а из клинка сделать фиксированный нож. Нечего добру пропадать. Для этого надобна одна деталюшка, а найти её можно только на выставке у ножеделов. Вот и пошёл.

Деталюшку нашёл мигом, но как же было не побродить по стендам, как было
с людьми не пообщаться. Углядел-таки
стенд «Мастерская Алексея Позднякова», а на нём голые клиночки типа кортиковОбводы вроде толково выведены, металл похоже качественный, закалка явно имеется. А главное
— Поздняков-то этот наш, Химкинский, рядышком обитает. Вот у меня мыслишка-то и завертелась. Самого его не было, сын на стенде работал, взял я визитку, позвонил, договорился, что подъеду. Перед визитом слазил на его сайт, посмотрел продукцию, продукция, вижу, не плохая.

В основном хотел я у него проконсультироваться как мне половчее хвостовик
к клинку примонтёрить, а кончилось дело тем, что он мне мигом сделал чуть не всю подготовительную работу, с которой я бы дня три колупался. Вот такой доброжелательный мужик оказался — мастер Алексей Поздняков, достойный того, что бы сказать пару слов о нём.

Алексей Поздняков мастер-оружейник. Родившись на Камчатке и выросши в Восточном Забайкалье, он с детства помогал отцу в изготовлении ножей и ремонте оружия. В этих краях становление мужчины происходит рано — с 7 лет Алексей уже уверенно обращался с ружьем, но охота и рыбалка были далеко не развлечением, а средством существования в суровой тайге. Ну а бытие, как известно, определяет сознание неудивительно, что такие условия воспитали в нем стойкое трудолюбие, тягу к овладению профессией и готовность к принятию решений. Женившись и перебравшись в Москву, Алексей, обладая уже богатым опытом и знаниями, основал собственную Мастерскую по изготовлению и ремонту клинковых изделий. Ныне его Компания являет собой команду зрелых специалистов, творчески вкладывающих приобретённый богатый опыт в разработку и изготовление эксклюзивных моделей. Основное направление деятельности — малосерийное производство высококачественных рабочих охотничьих ножей. В ассортименте Мастерской насчитывается более пятидесятиразличных моделей и в настоящее время Мастерская входит в число лидеров среди отечественных производителей по качеству и номенклатуре предлагаемых изделий. Клиент может заказать любой нож из ассортимента Компании, может дополнить его желаемыми элементами, либо заказать по собственному эскизу. Всё сказанное святая, истинная правда — отвечаю.

Однако возвращаюсь к «Браконьеру». Был у меня этот складной нож конструкции недавно ушедшего из жизни Игоря Скрылёва, и лукавый меня попутал внести коррективы в его конструктив. Кончилось дело тем, что «щёчки» рукояти разлетелись, и лезвие обрело полную свободу. Не долго думая решил не ремонтировать, а заполучив вот так, по случаю, отличный клинок сделать фиксированный «Браконьер» имени Игоря Скрылёва. Это я без шуток — с Игорем я был хорошо знаком, достойный был человек и талантливый конструктор.

Первым делом нашлось решение как приладить хвостовик, затем была приобретена соответствующая гарда и навершие за компанию. А вот дальше возникла проблема. Самому делать без надлежащих инструментов, как говорится, «на коленке» — ничего путного не выйдет. Кое-кого из мастеров знаю, обращался — все отнекивались. Мол, лучше мы тебе что ни будь новое сделаем. Понимаю, тогда и работа другая и деньги другие. А тут возня, работа кропотливая, некую идею соблюсти нужно. Тутопределёнными человеческими качествами обладать надо, помимо мастерства. Так вот Алексей Поздняков всем этим обладает в полной мере. Он-то и воплотил всё припасённое в нож.

По моему объективному мнению получилось классно. Строгий консилиум друзей-охотников дал высокую оценку и стал в очередь к Мастеру.

Алексей, конечно, Мастер, причём работающий вдумчиво. Кроме того он сам охотник — значит знает каким критериям должен соответствовать толковый нож. Из его рук «Браконьер» вышел не только предельно функциональным, но и красивым. После этого и меня, и друзей моих Алексей не одним изделием порадовал. Именно порадовал, ибо для охотника хороший нож может быть и не является счастьем, но вполне может его заменить.

Почему я проникся к Алексею уважением? Потому что именно этот человек, по моему глубокому убеждению, делает ножи, максимально приближенные
к идеалу охотника. Функциональные, очень качественные клинки из самых именитых материалов. Все это так. Главное же в том, что Алексей Поздняков, великолепно делает именно рабочие ножи, искусно выдерживая тонкую грань «полевого дизайна». И я, как охотник и заядлый найфоман смог оценить все прелести и достоинства его изделий. Кроме того, Поздняков славен своим трепетным отношением к тем самым «ножевым деталям», в которых и кроется магия ножа. А ещё от него исходит аура личности, располагающая к нему.

Не удивился я узнав, что рядом с ним той же дорогой пошли и сын его Петр, и супруга Елена. Сын, имея высшее образование и работая менеджером, всё свободное время трудится рядом с отцом, и, как сам Алексей признаёт, вносит довольно существенный вклад чуть не в каждое изделие. В ножевом производстве давно обозначилось разделение труда. Даже для выставочных изделий рукояти делает — рукояточник. Вот тут в дело вступает жена Алексея, которая подобно Марье-искуснице превращает рукоять, а ведь это лицо ножа, в произведение искусства, сотворяя на ней высокохудожественную инкрустацию перламутром, костью, бисером. Чем не династия увлечённых мастеров.

Потребностью моей стало выяснить, чем же отличается нож, изготовленный руками Мастера, от ножа, пусть и ручной работы, но… рядового? И вот что я осознал, перебирая продукцию Мастерской Позднякова и общаясь с Алексеем…

Красота появилась на Земле задолго до двуногого. Красота была абсолютная,
и жила спокойно, но потом появились мы — люди. И красота начала исчезать, но, слава богу, не вся…

В один прекрасный день после очередного весеннего авитаминоза первобытный человек потерял сначала хвост, а затем и мощные клыки. Немного погоревав над потерями, человек стал изобретать орудия для своего выживания во все еще дикой, как и сам он, природе. Закопав хвост при помощи палки-копалки и зашибив мамонта булыжником, человек озадачился проблемой разделки первой немалой добычи. Так и родился НОЖ. Каменный, конечно. Вначале это был просто осколок кремня, с острым краем, кое-как приспособленный для реза.

Функцию свою он выполнял, но был груб и некультяпист на вид. И тут в человеке проснулась тяга к Красоте. Выкраивая время между охотой, едой и давлей блох, он уходил в дальний угол пещеры и совершенствовал свое орудие, отбивкой добиваясь ровного края и симметрии сколов. И Новый Нож был уже красив.

Придумав рукоять, человек стал украшать и ее, все более усложняя орнаменты и совершенствуя технику обработки камня.

Он и так тратил на это достаточно много времени, но Красота требовала все больших жертв, в том числе многих часов короткой человеческой жизни, и ножей он делал мало…. Так вот и появился на свете Мастер.

В пещере напротив жило другое племя, чьи ножи отлично резали, но этим делателям клинка было лень отделывать и разукрашивать обычный рабочий инструмент — ведь он и так резал! А если и снисходили они до отделки, то была она кривой и малоинтересной. Однако делали они ножей много, а на еду меняли часто, благодаря чему быстро и с удовольствием плодились. Так появились Умельцы.

Вот и повелось с тех пор, что всегда мастеров мало, а умельцев — много. До сих пор все они продолжают делать свои ножи. Как те, так и другие изделия выполняют свою прямую функцию — резать. Но только в ножах Мастеров живет Красота.

Так давайте же с присущей нам дотошной тщательностью разберемся, чем же отличается нож мастера от ножа умельца? Ответ очевиден — отношением к мелочам…

На разных этапах изготовления ножа применяется множество технологий и приемов. Им можно следовать полностью и точно, а можно и немного схалтурить… в мелочах. Для простоты и популяризации изложения давайте введем современный сленговый термин — «косяк», слово для восприятия легкое и веселое. «Косяк» — это небольшая недоделка, небрежность линий, фамильярное отношение к геометрии, или нарушение технологии, ведущие к утрате Красоты, но позволяющие экономить время.

На какие «косяки» следует обратить внимание при оценке внешнего вида и свойств ножа, лежащего перед вами? Где искать их? Да по всему ножу — от затыльника навершия до кончика острия. Без проблем мог бы вам расписать все их разновидности, но не думаю, что здесь это будет к месту. Впрочем, читатели этого журнала люди достаточно сведущие и сами это знают.

Скажу лишь, что «косяки» подобны тараканам: их бесконечно много, они вездесущи, противны, плодовиты и также бессмертны. Какой же из этого вывод: да очень простой — ножей без огрехов не бывает, нужно лишь хорошо искать. А вот если на их поиски (в конечном счете, безрезультатные) уйдут годы, значит, перед вами лежит нож, сделанный руками Мастера.

Мне от бабушки, Надежды Захаровны, достался ну очень дотошный характер. Монтаж своего «Браконьера», полученного от Алексея, я протестировал с полным пристрастием. Правда, под электронным микроскопом не смотрел, обошёлся десятикратной лупой. Приговор однозначный— комар носа не подточит. Не единожды будучи в его Мастерской прокрутил в руках весь его модельный ряд — безупречные произведения клинкового искусства. Это не «полочники», это предметы первой необходимости в полевых условиях. Функциональные, «ухватистые», безотказно выдерживающие разделку крупной добычи без подточки в процессе. А ещё они Красивы.

Скажу безо всякой пафосности — лично меня радует, что есть у нас Мастера, вносящие свой вклад в возрождение высокого ремесла на Руси. Алексей Поздняков — один из них. Выходит у него «цветок каменный».