Про нож
Если Вы считаете,
что нож это заточенный кусок железяки; если Вы считаете, что нож прост, как
правда и с ним всё ясно; если Вы продвинутый найфоман
и владеете всеми навыками обращения с ножом — тогда читать написанное ниже Вам
совершенно ни к чему. Всем остальным смею рекомендовать, хуже Вам от этого не
будет, а польза весьма вероятна.
Ножа абсолютно универсального, на все случаи жизни и соответствующего вкусу любого и каждого — в природе не существует. Потому, обладая годами накопленным опытом, мы стремимся делать ножи, максимально приближенные к идеалу. Как нам это удаётся? Мы делаем их из самых славных материалов, не просто продвинутых марок, а проверенных опытом. Главное же в том, что мы делаем именно рабочие ножи, выдерживая тонкую грань «полевого дизайна». Тем самым, делая разные ножи, мы в каждый из них вносим максимальную функциональность. Кроме того, мы фанатично озабочены теми самыми «ножевыми деталями», в которых и кроется их дьявольская привлекательность… Вам остаётся лишь осчастливить себя обретением того, что наиболее соответствует Вашим запросам, Вашим потребностям и Вашим вкусам.
Желаете знать, чем же отличается нож, изготовленный руками Мастера, от ножа, пусть и ручной работы, но… рядового?
Двумя словами здесь не обойтись…, но постараюсь, что бы было интересно.
Красота появилась на Земле задолго до человека. Красота была абсолютная и жила спокойно, но потом появились мы — люди. Тут красота начала исчезать, слава богу, не вся…
В один прекрасный день после очередного весеннего авитаминоза первобытный человек потерял сначала хвост, а затем и мощные клыки. Немного погоревав над потерями, человек стал изобретать орудия для своего выживания во все еще дикой, как и сам он, природе. Закопав хвост при помощи палки-копалки и прибив мамонта булыжником, человек озаботился проблемой разделки первой весомой добычи. Так и был изобретен НОЖ. Каменный, конечно. Сперва это был просто осколок кремня, с острым краем, кое-как приспособленный для реза.
Функцию свою он выполнял, но был груб и непривлекателен на вид. И тут в человеке проснулась тяга к Красоте. Выкраивая время между охотой, едой (секса тогда ещё не было) и ловлей блох, он уходил в дальний угол пещеры и совершенствовал свое орудие, каменюкой добиваясь ровного края и симметрии сколов. И Новый Нож был уже красив.
Придумав рукоять, человек стал украшать и ее, все более усложняя орнаменты и совершенствуя технику обработки камня.
Он и так тратил на это достаточно много времени, но Красота требовала все больших жертв, в том числе многих часов короткой человеческой жизни, потому ножей он делал мало…. Так вот и появился на свете Мастер.
В соседней пещере жило другое племя, чьи ножи отлично резали, но соседским работникам клинка было лень отделывать и разукрашивать обычный рабочий инструмент, — ведь он и так резал! А если и снисходили они до отделки, то была она кривой и малоинтересной. Однако делали они ножей много, а на еду меняли часто, благодаря чему быстро и с удовольствием плодились. Так появились Умельцы.
Вот и повелось с тех пор, что всегда мастеров мало, а умельцев — много. До сих пор все они продолжают делать свои ножи, да, и те, и другие изделия выполняют свою прямую функцию — резать. Но только в ножах мастеров живет Красота.
Так давайте же с присущей нам дотошной тщательностью разберемся, чем же отличается нож Мастера от ножа Умельца? Ответ очевиден — отношением к мелочам…
На разных этапах изготовления ножа применяется множество технологий и приемов. Им можно следовать полностью и точно, а можно и немного схалтурить… в мелочах. Для простоты и популяризации изложения давайте введем современный сленговый термин — «косяк», слово для восприятия легкое и веселое. «Косяк» — это небольшая недоделка, небрежность линий, фамильярное отношение к геометрии, или нарушение технологии, ведущее к утрате Красоты, но позволяющее экономить время. И тут никакие веселые дядьки с Ямайки ни чем не помогут.
Надеюсь Вы владеете терминологией «ножевых частей». Если нет, то загляните в конец, в приложение — там есть рисунок.
На какие «косяки» следует обратить внимание при анализе внешнего вида и свойств ножа, лежащего перед вами? Где искать их? Начнем с внешнего осмотра:
Общая геометрия
Посмотрев на нож со стороны обуха, мы легко определим, не кривой ли у него клинок? Все нормально? Отлично.
Затем мы определим его соосность с рукоятью в этой же проекции. Если обух имеет заточку, то заодно определим и ее симметричность. Теперь нож можно переворачивать.
Посмотрим на нож в профиль, с одной и другой стороны, — что здесь может быть порочного? Линия, отделяющая пяту клинка от ребра заточки с обеих сторон, должна быть абсолютно идентична «напарнице» с обратной стороны клинка и по степени наклона, и по «объемной» выраженности.
Само же ребро заточки (если оно есть, а клинок не имеет спусков от самого обуха) должно быть прямым, четким и равноудаленным от обуха с обеих сторон. Сами спуски должны быть выточены ровно, без волн.
Повернем нож режущей кромкой (в дальнейшем РК) кверху и взглянем на нее.
Радиусный переход РК в пяту клинка должен быть одинаков с двух сторон. Еще на пяте может находиться такая деталь, как «чоил», представляющая собой небольшую выточку в месте непосредственного перехода РК в пяту. Чоил может быть различной формы — полукруг, треугольник, а то и более сложной геометрии.
Предназначение чоила многие объясняют удобством заточки последних 1–2 мм РК. Однако он имеет один существенный недостаток — в этой выточке могут застревать при перерезании различные волокнистые материалы, волокна веревок и ветоши, нити рыболовных сетей и другие плетеные (тканные) излишки. Да и сам факт необходимости заточки «последнего миллиметра», перехода РК в пяту, является весьма спорным. Какую такую узкоспецифичную операцию можно сделать именно этим «первым миллиметром», но нельзя сделать соседним с ним? А вот любителям подводной охоты при попытках перерезания сети, в которую может попасть ныряльщик, рыбакам и туристам чоил вполне может обеспечить несколько неприятных мгновений, достаточных, чтобы вспомнить классику: «Тятя, тятя наши сети притащили…» Ну, да не будем о грустном.
В этом разделе проверки ножа нам осталось только определить качество и степень заточки и равномерность ширины РК. Особое внимание обратите на заточку острия (носика) клинка.
Закончив с геометрией, переходим к отделке клинка.
Отделка клинка
Под этим несложным термином скрывается такое количество «косяков», что иногда становится страшно даже Мастеру. Клинок после термообработки принято обтачивать при помощи различных абразивных кругов или лент, последовательно переходя от более крупного абразива к мелкому. Абразив меняют только после полного исчезновения следов от предыдущего, более крупного, камня. Вроде просто? Не тут-то было! Начнем с того, что в последнее время стало модным вообще не обрабатывать такие части клинка, как пята и голомень, оставляя нарочитые следы окалины и вмятины — признаки «ручной» ковки. Это придает клинку некий «первобытно-деревенский» стиль и значительно упрощает жизнь шлифовщику.
Но такой прием оправдан эстетически и идейно лишь при общей «первобытной» стилистике, ауры всего изделия, а не отдельно взятого клинка. Да и кто сейчас выковывает ножи полностью вручную? От пневматического молота таких следов не остается, там все гладко, уверяю вас… А на углеродистых клинках такие дизайнерские изыски — хорошая питательная среда для ржавчины, бактерий и неприятного запаха.
По шлифовке и последующей полировке можно найти много неявных, редко замечаемых деталей, существенно влияющих на общую оценку качества представленного вашему взгляду ножа. Начнем с обуха… Часто ли вы видели тщательно отполированный обух? А часто ли качественно отполируют нижнюю часть пяты? По моим наблюдениям, не часто, а совсем даже редко. Ну, а аккуратно обработать вышеупомянутый чоил способен только откровенный «маньяк-полировщик».
Теперь перейдем к самому, пожалуй, больному вопросу — рискам от наждака. При смене камня на более мелкий, следов от предыдущего абразива оставаться не должно! Но, вот тут-то и начинается самая откровенная халтура.… Где только они не «вылезают» эти риски, в любых местах! Хотя они и имеют характерные «излюбленные» зоны.
Самая частая — место перехода спусков клинка в пяту, так как подлезть туда сложно. Гораздо проще махнуть рукой, чем тратить драгоценное время на эту ненужную (по мнению многих) «красивость». Далее идут области сразу под ребром заточки и под обухом, затем область острия и область спуска вблизи РК. Но это только самые распространенные, ведь бывают и другие места дислокации такого брака — обух, пята, чоил…
Все это еще терпимо на бегло отшлифованных «микроштрихом» ножах, там риски заметны только в косо падающих лучах света. Но при дальнейшей полировке ситуация ухудшается.
Самый жуткий вид столь ненавистные мне риски придают клинкам узорчатым после травления. Это всевозможные дамаски и булаты, ведь на них узор составляет неотъемлемую часть клинка и главную составляющую его декоративности. И вот по этой красоте бракоделы и «бьют рисками».
Кислота, используемая для проявления узора, травит риски в веселенький черный цвет, а с увеличением выдержки еще и углубляет их! При дальнейшей перешлифовке клинка от них очень трудно избавиться, посему проще их не замечать (не вам, конечно, — производителю). На режущие свойства это не влияет, согласен… Однако представьте себе дорогую иномарку, на дорого и тщательно покрашенном кузове которой под слоем лака насыпана пыль, налипли соломинки, злят глаза царапины от гвоздей и пухлые воздушные пузыри… хреново? Так ведь на скорость это не влияет!
В таком случае
остается только посмеяться над глуп… эстетичными японцами, расходующими
массу дорогого рабочего времени (месяцы) на полировку своих знаменитых катан.
Однако закончим пока с полировкой, ибо эта тема бесконечна, как бесконечны и
сами огрехи на этом этапе отделки.
У узорчатых сталей есть еще одна возможность «насажать косяков» — это травление. Остановимся на самом простом дефекте: своеобразная «белая сыпь» по всему клинку, своего рода «вторичные сифилиды» на дамаске. Ничего сложного и непонятного исследователю ножа — это всего лишь газовые пузырьки, осевшие на клинке в процессе травления. Нужно было просто шевелить клинок в травителе. Это трудно? Нет — просто лень.
Отвязавшись, наконец, от клинка, переходим к рукояти.
Ограничитель, гарда, больстер
Все это синонимы и обозначают они, как правило, металлическую пластину или колпачок, то есть деталь, отделяющую клинок от рукояти. Элемент монтажа, укрепляющий конструкцию и защищающий передний срез рукояти. Развитые гарды предотвращают соскальзывание ладони на клинок.
Начнем опять с геометрии, ведь клинок после монтажа может находиться не строго по центральной оси гарды.
При взгляде со стороны обуха больстер может быть неперпендикулярен клинку.
Фаска на гарде с разных сторон может быть снята несимметрично. Наконец гарда может произвольно менять свое местонахождение, «ерзать», если она плохо закреплена. Сам переход клинка в гарду может быть оформлен по-разному и с различным качеством.
Иногда исследователю видно то, что видеть бы не надо… Плечики клинка и щели различной конфигурации (через которые вылезают совершенно незрелищные клеевые потеки), когда отверстие в гарде сделано больше толщины клинка. А это вообще недопустимо на качественном ноже.
Ответственное место в конструкции ножа — граница перехода больстера в рукоять. «Косяки» вылезают в этом месте часто и с большим удовольствием. Если клинок вклеен в рукоять, то самый частый огрех — следы клея или широкий клеевой шов, отличный по цвету от материала рукояти. Сам больстер может быть немного шире, чем рукоять (или наоборот), и на их границе неизбежно появляется своеобразная ступенька. По отделке ограничителя много говорить не приходится, те же принципы, что и на клинке. Она или есть — хорошая, или ее нет совсем.
Что у нас идет дальше? Услада руки нашей…
Рукоять
И тут для умельцев
самое широкое поле для своей ножевой деятельности.
С монорукоятями вроде все просто, главное, следить за общей симметрией
и отсутствием трещин. А вот с наборными рукоятями все гораздо сложнее, здесь на
первый план выходит качество подгонки посадочных плоскостей.
Щели, клеевые швы, кривые или несимметричные границы, ступеньки в местах переходов различных материалов, люфт при поперечной нагрузке — это лишь самые частые и заметные недостатки. Особенно обидно и опасно, когда они появляются уже в процессе эксплуатации ножа.… Это возможные недоделки для рукояти того типа монтажа, что называют «всадным».
При пластинчатом монтаже вас так же может поджидать не один «косяк». И мы начнем опять с общей геометрии.
Пластины должны быть одинаковой толщины, формы, ну и, наконец, одного цвета.
Тщательность подгонки плоскостей прилегания пластин к хвостовику клинка совершенно явно указывает на степень мастерства изготовителя. При использовании заклепок они должны располагаться строго по середине рукояти, симметрично относительно клинка. Нередкое явление, когда заклепка, войдя с одной стороны строго по центру рукояти, выходит с другой стороны со смещением, а то и у края пластины. Если головки заклепок размещаются на одном уровне с поверхностью рукояти (заподлицо), то любые ступеньки в этом месте недопустимы: ваша рука быстро ощутит этот брак!
Особо хочется отметить сколы материала рукояти (чаще всего дерева) в местах установки заклепок.
Различные инкрустации, резьба, ювелирные техники и нанесение на рукоять изображений самыми разными способами и технологиями вносят свой вклад в бесконечный перечень «косяков», и для их описания просто не хватит отведенного для этой статьи места. Ну и не забывайте про вездесущие риски, они ведь и на рукояти появляются, да еще и в самых непредсказуемых местах.
Навершие
Требования к качеству исполнения навершия сходны с требованиями к гарде — точность подгонки, минимальный шов и качественная обработка.
Отверстие под темляк тоже может нести в себе много оценочной информации о мастерстве изготовителя. Просверлить это отверстие строго перпендикулярно рукояти — задача не из легких. А ведь надо еще постараться сделать эти отверстия симметричными с двух сторон и при этом избежать сколов материала. Иногда в это отверстие вставляется тонкостенная трубка, потом ее края развальцовывают. Тщательность, с которой выполнена эта операция, дорогого стоит…
В общем и целом нож как предмет «витринного анализа» мы разобрали, остались ножны и интересные аксессуары ценителя хорошего клинка — различные подставки и коробочки, но это тема уже для отдельной, причем немалой, статьи.
Ну вот, кажется, и все.
Конечно, множество тонкостей и деталей осталось за рамками этого разговора, но ведь и «косяки» подобны тараканам: их бесконечно много, они вездесущи, противны, плодовиты и также бессмертны.
Какой же из всего этого вывод: да очень простой — ножей без огрехов не бывает, нужно лишь хорошо искать. А вот если на их поиски (в конечном счете, бесполезные) уйдут годы, значит, перед вами лежит нож Великого Мастера.
Благодарю за внимание.
Приложение:
Составные части ножа
Нож состоит из клинка (1) и рукояти (2). Если клинок к своему концу сходится клинообразно в одну точку, то точка эта именуется остриём клинка (3). Заточенная сторона клинка называется лезвием (4) или режущей кромкой. Лезвие бывает гладкое (plain) или пилообразное (зубчатое лезвие, серрейтор). Поверхности сужающейся к лезвию части клинка называют спусками (5). Сторона, противоположная лезвию называется обухом клинка (6). Иногда на боковой поверхности (голомени) клинка выполняют желобки — долы (7), которые облегчают клинок. Незаточенная часть клинка, примыкающая к рукояти, называется пято́й клинка (8). Иногда между клинком и рукоятью находится крестовина, или гарда (9) (от фр. garde — защита), предохраняющая кисть руки. Часть клинка находящаяся внутри рукояти, и к которой каким-либо способом крепится рукоять, называется хвостовиком клинка. Основные способы монтажа рукояти нескладного ножа: всадной, когда рукоять продольным отверстием насаживается на хвостовик и пластинчатый, при котором рукоять образована накладками, крепящимися с двух сторон к хвостовику, повторяющему форму рукояти (full-tang). Часть рукояти со стороны ладони и обуха клинка именуется спинкой, противоположная часть со стороны лезвия называется брюшком рукояти. Самая дальняя от клинка часть рукояти называется головкой (10). Иногда в головке рукояти проделывается отверстие, в которое пропускается темляк (11).
(8) На пяте клинка могут быть размещены элементы механизма фиксации в ножнах (храповые зубцы, магнит, шариковая защелка). На пяту клинка обычно наносится клеймо производителя и номер ножа.
Обух может быть прямой, а может – ближе к острию, быть выполнен с большим или меньшим скосом. Скос может быть заточен (двойная заточка) или иметь фальшлезвие (полуторная заточка).
Если кто-то намерен приобрести нож, способный выдерживать максимальные нагрузки в местах сочленения отдельных элементов, ему следует выбрать нож так называемой интегрированной конструкции, когда клинок, крестовина, хвостовик и навершие выполнены из одной цельной стальной заготовки.